Woodhaven Napisano 30 Marzec 2019 Napisano 30 Marzec 2019 Рассказы об оружии. Бронетрактор ХТЗ-16 25 марта 2019 28 Рассказав о полусамопальной ЗиС-30, не рассказать о бронетракторах – преступление перед читателями. Так что... Но здесь детектив с самого начала. Вообще, этот шедевр, если честно, то есть его макет, я узрел впервые воочию в музее военной техники УГМК в Верхней Пышме. Впечатлило. Начал копать источники, и тут нарисовался еще один бронетрактор, вроде бы родной брат, но не совсем. Если верить Википедии (ну да, кто ей, типа, верит), то единственный бронетрактор ХТЗ-16 находится в... Киеве. На выставке... простите, я это не выговорю. Короче, в бывшем музее Великой Отечественной войны в Киеве. Итак, естественно, я попросил нашего киевского коллегу Околорадского пройтись вечерком до музея и... Это не то, что я ожидал увидеть. Хотя — реально бронетрактор! Хотя сами киевские музейные пишут, что это НИ-1. Который "На испуг". Но простите великодушно, от Одессы до Киева эта машина вряд ли бы доехала, особенно учитывая, что у нее и шансов не было из-под Одессы уйти, учитывая то, что там в 1941-м творилось. Могли, конечно, восстановить недобитый, могли. Так что оставим киевский экземпляр то ли НИ-1, то ли ХТЗ-16 на совести Вики и станем отталкиваться от того, что я увидел в пышминском музее, тем более, что бронетрактор из Верхней Пышмы весьма похож на те фото, что есть на просторах интернета. Вот такое начало истории. История, она вообще, штука такая... В ней бывает много всего. Действительно, такое было и в нашей истории, что тут скрывать? Жить и воевать хотелось еще во времена Первой мировой войны, тогда и появились такие творения, что диву даешься, глядя на фотографии. Бронировалось и блиндировалось все, до чего руки дотягивались у умельцев. Но с моей точки зрения, круче всех были испанские республиканцы. Эти горячие парни вообще творили бронешедевры. Но это достойно отдельной темы. Мы не стали исключением. Особенно в тот самый 1941 год, когда внезапно у нас не стало танков. И вход пошло все. Мы уже рассказывали на примере бронепоезда «Тульский рабочий», что могут сделать русские головы с подключением таких же рук. Вот примерно так же появились и бронетракторы. Деваться было совершенно некуда, поэтому они и появились. Итак, появление бронетракторов было обусловлено потерями на фронтах и невозможностью быстро компенсировать эти потери. Украина, по земле которой уже вовсю шагали солдаты Вермахта. Город Харьков, в котором, так сложилось, было несколько профильных предприятий. Завод № 75, где выпускали двигатели для танков. Завод № 183, где выпускали танки Т-34. Завод ХТЗ, который выпускал совершенно гражданский трактор СХТЗ-НАТИ. Так вот, именно СХТЗ-НАТИ послужил платформой для создания бронетрактора ХТЗ-16 или Т-16 (ХТЗ). Как сказал известный у нас специалист по танкам Юрий Пашолок, «Импровизация в промышленных масштабах», ни больше, ни меньше. Понятно, что импровизация была инициативой рабочих и инженеров завода, но инициатива была такая… Получившая одобрение на самом верху. По крайней мере, нарком среднего машиностроения В. А. Малышев, рассмотрев проект бронетрактора, отправил его на самый верх с положительным отзывом. Харьковский бронетрактор был одобрен, и 20 июля 1941 года вышло постановление ГКО № 219/сс «Об организации производства 2 тысяч бронетракторов». Согласно указанным в постановлении срокам, уже в августе ожидалось получить от харьковчан первые 50, в сентябре 850 и в октябре 1100 машин. В постановлении ГКО №219/сс чётко прописаны не только база (СХТЗ-НАТИ), но и тактико-технические характеристики бронетрактора. Вооружение машины состояло из 45-мм пушки, спаренной с пулемётом ДТ, бронирование лба достигало 30 мм, бортов 13,5 мм. Трактор должен был развивать скорость 18–20 км/ч по дороге и до 10 км/ч по целине. Работа началась. В некоторых источниках немного некорректно отображен процесс работы над бронетрактором. Конструировать было нечего, СХТЗ-НАТИ был давно освоенной машиной. Но потребовались в приличных количествах доработки конструкции. Но в итоге это был не просто трактор, обшитый бронелистами, нет. Это была машина на основании вполне нормальных конструкторских решений и промышленного производства. Но естественно, понадобились изрядные изменения в конструкции, хотя бы для того, чтобы разместить других членов экипажа, компенсировать возросшую массу машины. С чего все началось. СХТЗ-НАТИ Мощность двигателя удалось увеличить с 52 до 58 лошадиных сил. Масса возросла с 5,1 до 8,6 тонн. В связи с этими факторами пришлось переделывать и коробку передач. Раму удлинили, каретки катков расставили как у трактора СТЗ-5, а ленивцы вынесли вперёд. У СТЗ-5 позаимствовали и гусеницы, поскольку они были рассчитаны на более тяжелую машину. Бензобак сместили влево, а место механика-водителя удалось передвинуть вперёд и вправо, освободив боевое отделение, где размещались стрелок и наводчик. На переделанное таким образом шасси устанавливался бронекорпус, причем харьковским инженерам почти удалось придать броне рациональные углы наклона. Лобовой лист толщиной 30 мм в передней части (перед мотором) имел наклон 20 градусов, у боевого отделения этот показатель удалось довести до 25 градусов. Таким образом, бронетрактор спереди получил защиту от крупнокалиберных пулемётов и 20-мм автоматических пушек. Кстати, это было даже толще, чем броня тогдашних советских легких танков. Хотя, уже 37-мм противотанковая пушка спокойно пробивала ХТЗ-16. И вот что получилось: вместо отчаянной попытки «я его слепила из того, что было», перед нами стоит то ли тяжелый трактор, то ли танкетка (это с 45-мм пушкой!), в целом, весьма грамотно построенная. Броня – вполне. Повторюсь, не каждый танк столько имел. Вооружение. Да. Хоть 45-мм пушка 20К была и не очень, честно скажем, но это была пушка. Для того, чтобы вразумить особо назойливых пехотинцев врага, ХТЗ-16 имел пулемет. Если не ДТ, спаренный с пушкой, то ДП, который находился внутри рубки. И самое интересное, этот полусамопал прошел полноценные испытания! Что сразу придает машине вес и законченность. И это не шутка и не издевка. Было запланировано пройти на бронетракторе 500 километров. Опытный образец ХТЗ-16 прошёл 470 километров, включая 240 км по булыжному шоссе, 69 по грунтовому грейдерному шоссе, 139 км по проселку и 22 км – в других дорожных условиях. На шоссе средняя скорость бронетрактора достигала 17 км/ч, запас хода оценивался в 119 км. По полю средняя скорость составила 8,9 км/ч, при этом запас хода составил 61 километр. Кроме того, были проведены полноценные огневые испытания. Всего было произведено 247 выстрелов, из них 147 бронебойными снарядами. Кучность оказалась вполне удовлетворительной, хотя и несколько ниже табличной. Средняя скорострельность достигала 5 выстрелов в минуту. Понятно, что полноценной боевой машиной эту самоходку назвать сложно. Все-таки есть отличия, и они не в пользу бронетрактора. Тем не менее, 7 сентября 1941 года (война шла 2 месяца!) первые ХТЗ-16, которые начали именовать Т-16, начали выходить из цехов завода. Всего было выпущено 142 бронетрактора. Боевое применение. Оно было. Понятно, что местом боевого крещения Т-16 стали окрестности Харькова, к которому как раз начали подходить немцы и итальянцы. Участвовали ХТЗ-16 и в обороне Харькова. Большинство ХТЗ-16 оказалось подбитыми осенью 1941 года. Впрочем, небольшое число бронетракторов смогло пережить сражения 1941 года. Отдельные машины засветились в битве под Москвой зимой 1941 года (в составе 133-й тбр), а последние случаи применения опять под Харьковым в мае 1942 года. Это было последнее их боевое применение, по крайней мере в качестве боевых машин. Основными недостатками ХТЗ-16, как и всех бронетракторов, были низкая скорость, высокий силуэт, слабая бронированность, плохая обзорность в ходе боя и неподвижная пушка. Эрзац-танк… Не от хорошей жизни. ТТХ Т-16 (ХТЗ) Боевая масса, т: 8-8,5 Экипаж, чел: 3-4 Бронирование Тип брони: стальная катаная — лоб корпуса, мм: 20 — борт, корма, крыша корпуса, мм: 10 — лоб рубки, мм: 25 — борт, корма рубки, мм: 10 Вооружение: — пушка 20К 45-мм, боекомплект 25-30 снарядов — пулемёт 7,62-мм ДП/ДТ, боекомплект 470 патронов Двигатель: четырёхцилиндровый, керосиновый Мощность двигателя, л. с: 52 Скорость по шоссе, км/ч: 15-20 Скорость по пересечённой местности, км/ч: 5 Запас хода по шоссе, км: 120 Если честно, возникает такое странное чувство, когда смотришь на эту машину... Знаете, вот в дуло ей, как в глаза человеку, прямо смотреть не хочется. Трактор, он не виноват, что на него наварили броню, дали пушку и послали воевать. Он танком от этого не стал. И самоходкой тоже. И не знаю, насколько результативно воевали эти полторы сотни "боевых" машин, но вот есть такое ощущение несправедливости. Обидно, но не должно было так быть. https://topwar.ru/155812-rasskazy-ob-oruzhii-bronetraktor-htz-16.html
plr78 Napisano 30 Marzec 2019 Napisano 30 Marzec 2019 Okazuje się że dużo zapomniałem z lekcji rosyjskiego , ale artykuł niczego sobie. I koniec śmieszkowania z Panzerkampfwagen Dt 75 ausf A/B
Rekomendowane odpowiedzi
Temat został przeniesiony do archiwum
Ten temat przebywa obecnie w archiwum. Dodawanie nowych odpowiedzi zostało zablokowane.